Главный бухгалтер обратился к генеральному директору с просьбой принять в отдел еще одного бухгалтера. В ответ тот пояснил, что бухгалтерская служба - не более чем необходимое зло. Денег она не приносит, советов по наращиванию продаж не дает, работает практически только на налоговую. Довод об экономии на штрафных санкциях не сработал - «на то вас и нанимали». Понятно, что главному бухгалтеру нужны аргументы в пользу того, чтобы поднять зарплату сотрудникам, снизить их загрузку, ведь большинство сотрудников -женщины, у них семьи, дети. Значит, нужно убедить генерального, что бухгалтерия может быть эффективной. По сути - придумать, как эту эффективность можно оценить.
Ситуация
Главный бухгалтер обратился к генеральному директору с просьбой принять в отдел еще одного бухгалтера. В ответ тот пояснил, что бухгалтерская служба - не более чем необходимое зло. Денег она не приносит, советов по наращиванию продаж не дает, работает практически только на налоговую. Довод об экономии на штрафных санкциях не сработал - «на то вас и нанимали». Понятно, что главному бухгалтеру нужны аргументы в пользу того, чтобы поднять зарплату сотрудникам, снизить их загрузку, ведь большинство сотрудников -женщины, у них семьи, дети. Значит, нужно убедить генерального, что бухгалтерия может быть эффективной. По сути - придумать, как эту эффективность можно оценить.
Решение
Итак, предстоит разработать для бухгалтерской службы ключевые показатели эффективности. Сделать это сложнее, чем, например, для менеджеров по продажам или производственников. Бухгалтерия, как и планово-экономическая служба, дополнительную стоимость не создает, для фирмы она - центр затрат. Тем не менее оценить эффективность бухгалтерии реально. В этом поможет концепция сбалансированной системы показателей (BSC), разработанная Гарвардской школой бизнеса.
Для этого рассмотрим бухгалтерское подразделение с четырех сторон или «перспектив», как названо в концепции BSC. И предложим для каждой из них ключевые показатели (Key Performance Indicators, KPI). Именно эти показатели позволят оценить, насколько эффективна ваша бухгалтерия.
Перспектива «Финансы»
Бухгалтерия - вовсе не «бездонная яма, только и требующая денег на налоги, выплату зарплаты, на санкции и проведение аудита». На самом деле именно бухгалтерская служба зачастую предлагает схемы оптимизации налогообложения, эффективные способы контроля над сбором дебиторской задолженности, а также экономичные варианты расчетов с поставщиками и подрядчиками. Что касается составляющей «Финансы», то в ней можно предложить такие показатели оценки результативности работы бухгалтерии (табл. 1).
Tаблица 1. KPI перспективы «Финансы»
Перспектива «Клиенты»
Главная ценность любой фирмы - ее клиенты. Они выступают источником денежных средств, прибыли, что позволяет компании достигать результатов в перспективе «Финансы». Для бухгалтерии «Клиентами» в этом смысле являются:
- поставщики и подрядчики, заинтересованные в своевременной оплате выставленных счетов и оформлении документов;
- налоговая инспекция и фонды, заинтересованные в своевременном перечислении налогов и страховых взносов;
- покупатели, заинтересованные в быстром оформлении всех необходимых документов;
- работники компании, заинтересованные в своевременной выплате зарплаты и получении различных справок.
Поняв, кто является «клиентами» бухгалтерии, определим ключевые показатели эффективности (табл. 2).
Таблица 2. KPI перспективы «Клиенты»
Перспектива «Бизнес-процессы»
Чтобы клиенты были довольны и продолжали генерировать доходы, компания должна постоянно повышать качество бизнес-процессов. Составим ключевые показатели эффективности бухгалтерии с этой точки зрения (табл. 3).
Таблица 3. KPI перспективы «Бизнес-процессы»
Перспектива «Персонал»
Наконец, чтобы бизнес-процессы фирмы были качественными, бухгалтерский персонал должен иметь достаточную квалификацию, желать работать на благо компании. Рабочий процесс должен быть выстроен так, чтобы бухгалтер:
- работал в отведенное рабочее время со всеми необходимыми перерывами, без переработок. Ведь любая переработка - это время, которое фирма украла у сотрудника. Чем больше бухгалтер перерабатывает, тем больше он делает ошибок;
- не выполнял не свойственных ему функций (юридическая экспертиза документов, разработка бюджетов и пр.);
- работал в комфортных условиях;
- мог бы положиться на фирму, работодателя, коллег и начальство.
Исходя из таких установок, определим ключевые показатели эффективности в перспективе «Персонал» (табл. 4).
Tаблица 4. KPI перспективы «Персонал»
