Меню сайта


Вход на сайт


Поиск


Календарь
«  Июнь 2017  »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930


Архив записей


Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 3


Мини-чат


Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • Статистика

    Онлайн всего: 11
    Гостей: 11
    Пользователей: 0


    Приветствую Вас, Гость · RSS 15.06.2025, 03:01
    Главная » 2017 » Июнь » 9 » Ковско
    01:23
    Ковско

    Заведующий кафедрой истории зарубежной музыки
    Заведующий НИЦ
    Тема докторской диссертации: «Музыкальное искусство европейских менестрелей» (Московская консерватория, 1992)
    Член Cоюза композиторов CCCР (России)

    Родился в г. Щелково (пос. Чкаловский) Московской области в семье авиатора, любителя музыки. Первоначальное музыкальное образование получил в Детской музыкальной школе в пос. Чкаловский Московской области (класс фортепиано О. Б. Черняк). В возрасте 11 лет участвовал в постановке детской оперы – пел сольную партию, в том числе в телевизионном показе представления (в 1957 г., в прямом эфире); руководитель детского оперного театра – Народный учитель России В. Н. Чепуров.

    В 1968 г. окончил Государственное музыкальное училище им. Гнесиных в классах В. А. Кирилловой (сольфеджио), П. Г. Козлова (гармония), В. Н. Холоповой (курс музыкальных форм), Р. И. Барановской (музыкальная литература), М. Н. Ивановой (фортепиано). В эти годы Сапонов пел в камерном хоре училища (под управлением Хосе Фелипе), увлекался изучением «сверх программы» произведений И. Ф. Стравинского, С. С. Прокофьева и Д. Д. Шостаковича.

    Еще одно серьезное увлечение училищных лет — изучение французского и испанского языков (английским овладел еще в школе), чтение в оригинале произведений Алехо Карпентьера и Альбера Камю, знакомство с самобытной культурой стран Латинской Америки (музыка Амадео Рольдана). Литературная жизнь 1960-х гг. также не обошла его стороной: Сапонов выступал на «авангардных» поэтических чтениях в Москве, участвовал в акциях и «перформансах» концептуального искусства, организовывал литературные вечера, ездил в Ленинград на поэтические чтения, посетил там мастерскую художника В. Шемякина.

    В 1968–1973 гг. – студент теоретико-композиторского факультета Московской консерватории. На профессиональное формирование Сапонова в студенческие годы решающее влияние оказали учебные курсы таких педагогов, как Ю. А. Фортунатов (история оркестровых стилей), Ю. В. Келдыш, В. Д. Конен, Е. М. Левашёв, Е. М. Царёва, Т. Э. Цытович (история музыки), В. Н. и Ю. Н. Холоповы (теория музыки), А. Г. Шнитке (инструментовка), О. С. Семёнов (история изобразительного искусства). Педагогом по фортепиано был И. Р. Клячко.

    Студенческие рукописные работы и публикации были посвящены творчеству М. И. Глинки, Г. В. Свиридова, А. Пярта, Л. ван Бетховена, К. Дебюсси, П. Хиндемита, А. Шёнберга. Увлечение иностранными языками помогло в медиевистике: дипломную работу «Музыкальные формы Гильома де Машо» Сапонов выполнил в специальном классе Ю. Н. Холопова и успешно защитил 5 июня 1973 г. (рецензенты: В. В. Протопопов, Б. М. Ярустовский и Т. Э. Цытович).

    После окончания консерватории Сапонов был оставлен в аспирантуре на кафедре истории зарубежной музыки. Под руководством Т. Э. Цытович защитил кандидатскую диссертацию «Музыкальная культура Кубы» (Московская консерватория, 1978). ноябре 1982 г. Сапонов в составе советской делегации принимает участие в Фестивале советской культуры на Кубе, участвует в работе русско-кубинского музыковедческого конгресса.д влиянием занятий латиноамериканистикой и изучения устных форм профессионализма начал изучать сходные явления в старинной западной музыке.

    Результат – работа «Искусство импровизации. Импровизационные виды творчества в западноевропейской музыке Средних веков и Возрождения», а также монография «Музыкальное искусство европейских менестрелей» о поэтике менестрельной культуры и игровых форм, ставшая докторской диссертацией (защищена 21 мая 1992 г.) и вышедшая четыре года спустя в виде книги «Менестрели».

    В 1992 г. Сапонов основал в консерватории музыкальный центр «Коллегия старинной музыки» для приобщения молодых музыкантов к историческим манерам исполнения музыки европейского Ренессанса и Барокко. Частыми стали мастер-классы — клавесинные, органные, ансамблевые, певческие. В 1995 г. немецкий журнал по старинной музыке «Concerto» в своем октябрьском номере опубликовал интервью с Сапоновым о проблемах исполнения старинной музыки в России.

    С 1990-х гг. Сапонов получает известность за рубежом, читает лекции в США (1991) и в Германии (1998), занимается исследовательской работой в научных учреждениях Германии (Музыковедческий институт при Кёльнском университете, Институт немецкой музыкальной культуры Восточной Европы) и Швейцарии (Фонд и архив Пауля Захера, Базель, 2002), с 1995 г. входит в Объединение музыковедов Центральной и Восточной Европы.Статья о Сапонове помещена во втором издании британской музыкальной энциклопедии New Grove Dictionary of Music and Musicians.

    Педагогическая деятельность:

    С 1976 г. Сапонов преподаватель кафедры истории зарубежной музыки, с 1985 г. – доцент, с февраля 1990 г. избран заведующим кафедрой (и на должность профессора, аттестат: 1993).

    Ученики:

    Среди его учеников – известная испанистка, профессор кафедры истории зарубежной музыки, доктор искусствоведения И. А. Кряжева, доцент той же кафедры Р. А. Насонов, доктор культурологии А. М. Лесовиченко, (Новосибирск), доктор искусствоведения Э. Р. Симонова (Уфа) и другие.

      Кандидатские диссертации, выполненные под руководством М. А. Сапонова

    • И. А. Кряжева. «Национальные традиции музицирования в Латинской Америке: Проблемы типологии и современного восприятия». (Защита: 16 февраля 1987, Ленинград)
    • А. М. Лесовиченко. «Западная музыкальная традиция и средневековое религиозное сознание». (Защита: 20 февраля 1992, Москва)
    • М. Родригес (Marta María Rodríguez Cuervo). «Национально-самобытные тенденции в инструментальном творчестве современных кубинских композиторов». (Защита: 17 декабря 1990, Москва)
    • Р. А. Насонов. «“Универсальная музургия” Афанасия Кирхера. Музыкальная наука в контексте музыкальной практики раннего барокко». (Второй руководитель: проф. Ю. Н. Холопов. Защита: 1996, Москва)
    • Э. Р. Симонова. «Искусство арии в итальянском оперном барокко (от канцонетты к арии da capo)». (Защита: 29 мая 1997, Москва)
    • Д. Г. Ломтев. «Немецкие музыканты в России: к истории становления русских консерваторий». М.: Прест, 1999. (Защита: 29 апреля 1999, Москва)
    • Е. А. Доленко. «Молодой Шёнберг». М.: 2003. (Научный консультант: проф. Ю. Н. Холопов. Защита: 29 мая 2003, Москва)
    • С. В. Иванова. «Композитор: очерки истории профессии». М.: 2006. (Защита: 23 марта 2006, Москва)

      Дипломники

    • И. Погарская (в замужестве: Кряжева). «Историко-культурные и музыкальные традиции Аргентины» (1981)
    • А. Галимова (в замужестве: Бикчантаева). «Концерт для оркестра как новая инструментальная концепция ХХ века» (1982)
    • М. Иванова (урожденная Молчанова). «Органное творчество Пауля Хиндемита и Orgelbewegung» (1984)
    • Ф. Кармона (Fernando Carmona Colins). «Взаимодействие месоамериканского и европейского в творчестве Сильвестре Ревуэльтаса: Опыт определения мексиканской образности» (1989)
    • Ж. Сеспедес (Jacqueline Céspedes). «Формирование национальной музыкальной культуры в Колумбии» (М.: Московская консерватория, 1990)
    • К. Вонг (Ketty Wong Cruz). «Национальное своеобразие творчества Луиса Умберто Сальгадо» (Эквадор) (1991)
    • Х. Бркович (Haris Brković). «Orkestralni tembar ranijeg stvaralaštva Weberna (tembralne structure)». – Lovran: Visoka Škola Za Glazbenu Umjetnost, 1994. – [«Оркестровый тембр в раннем творчестве Веберна (тембральные структуры)». / Дипломная работа в Высшей школе музыкального искусства в Ловране (Хорватия), 1994]. (На сербско-хорватском языке) – Соруководители: Е. И. Гордина и М. И. Катунян
    • Я. Виолич (Jadranka Violić). «Claudio Monteverdi. “Orfeo”: Tradicija i individualni experiment». – Lovran: Visoka Škola Za Glazbenu Umjetnost, 1994. – [«Клаудио Монтеверди. “Орфей”: Традиция и индивидуальный эксперимент». / Дипломная работа в Высшей школе музыкального искусства в Ловране (Хорватия), 1994]. (На сербско-хорватском языке)
    • Г. Неговетич (Gaetano Negovetić). «Mogučnost primjene muzikoterapije u tretmanu djece s premešajima u ponašanju kao organizirane aktivnosti slobodnog vremena». – Lovran: Visoka Škola Za Glazbenu Umjetnost, 1994. [«Возможность применения музыкотерапии как активизации свободного времени при работе с трудными детьми и подростками». / Дипломная работа в Высшей школе музыкального искусства в Ловране (Хорватия), 1994]. (На сербско-хорватском языке). Соруководитель: Е. И. Гордина
    • Е. Зорина (урожденная Шаламова). «Музыка Гайдна для колëсной лиры (Концерты и ноктюрны)» (1996)
    • Н. Соболева. «Белорусско-польский композитор Антоний Радзивилл и его опера “Фауст” на либретто Гëте» (1996)
    • М. Батова (урожденная Клементьева). «Эмилио Кавальери и его духовная опера “Представление о душе и теле”» (1997)
    • Ю. Черкасова. «О музыкально-исторической концепции Эрнста Феранда» (1997)
    • А. Рябцева (урожденная Соркина). «Лютневая песня в творчестве Джона Доуленда» (1998)
    • Ю. Столярова. «Адам де ла Аль и его современники» (1998)
    • А. Ветхова. «Певцы в оперном театре Генделя» (1998)
    • М. Толстоброва. «Себастьян Вирдунг и его трактат Musica getutscht...» (1999)
    • Д. Волов. «Первая Христианская оратория Генделя: Le Resurrezione de Nostro Segnor Gesu Cristo» (2005)

      Дипломные работы, выполненные под совместным руководством

    • Р. А. Насонов. «Афанасий Кирхер и его трактат “Универсальная музургия”» (1994). (соруководитель – Ю. Н. Холопов)
    • Е. А. Доленко. «Молодой Шёнберг» (2002). (соруководитель – Ю. Н. Холопов)
    • Т. Сущеня. «Оркестровые произведения Стравинского 1940-х годов» (2004). (руководитель в 2002/2003 учебном году: профессор В. П. Варунц)

    Научные труды. Издания. Публикации:

      Книги и брошюры

    • Искусство импровизации: Импровизационные виды творчества в западноевропейской музыке средних веков и Возрождения. М.: Музыка, 1982. 77 с. 
    • (В соавторстве с И. А. Кряжевой): Новая латиноамериканская песня (по материалам зарубежной периодики 1982 г.). М.: Информкультура, 1984. (Экспресс-информация. Культура и искусство за рубежом / Музыка. Вып. 2) 
    • Менестрели: очерки музыкальной культуры западного Средневековья. М.: Прест, 1996. 360 с. 
    • Жан Кокто. Parade: Документы и комментарии / Издание подготовил М. Сапонов. М.: Московская консерватория, 1999. 40 с. 
    • Жан Кокто. Новобрачные с Эйфелевой башни. / Издание подготовил М. Сапонов. М.: Московская консерватория, 1999. 48 с. 
    • Жан Кокто. Петух и Арлекин. Либретто. Воспоминания. Статьи о музыке и театре / Издание подготовил М. Сапонов. М.: Прест, 2000. 214 с. 
    • Менестрели: Книга о музыке средневековой Европы. М.: Классика-XXI, 2004 (новый вариант книги 1996 года)
    • Русские дневники и мемуары Рихарда Вагнера, Людвига Шпора и Роберта Шумана. М.: Дека-ВС, 2004
    • Шедевры Баха – по-русски. Страсти, оратории, мессы, мотеты, кантаты, музыкальные драмы. М.: Издательский дом «Классика-XXI», 2005
    • Бах: «Страсти по Иоанну». М.: Издательский дом «Классика-XXI», 2008
    • Энциклопедия «Музыкальные инструменты». М.: Дека-ВС, 2008 (в составе авторского коллектива)
      Статьи
    • Хоровой форум в Таллине // Музыкальная жизнь. 1972. № 20. С. 2-3
    • Предисловие // Гийом де Машо. Ансамбли. М.: Музыка, 1975. С. 5-6
    • Музыкальный фольклор и творчество композиторов Кубы. (К проблеме афро-кубинского искусства) // Проблемы музыкознания. Вып. 2. М.: Московская консерватория, 1975
    • Мензуральная ритмика и ее апогей в творчестве Гильома де Машо // Проблемы музыкального ритма / Сб. статей. Составитель: В. Н. Холопова. М.: Музыка, 1978. С. 7-47
    • Хосе Марти и музыка // Латинская Америка. М.: 1978. № 3. С. 173-181
    • Глеб Седельников. «Разноцветная книга» / (Аннотация к грампластинке): Фирма «Мелодия» М 52-37325-26. М.: 1977
    • Моцарт: Шесть сонат для флейты и фортепиано / (Аннотация к грампластинке): Фирма «Мелодия» С 10–08635–8; М.: 1978
    • Искусство, возрожденное революцией // Музыкальная жизнь. 1979. № 1. С. 1–2
    • Филипп де Витри // Музыкальная энциклопедия. Т. 5. (1981). кол. 809-811
    • José Martí y la música // Anuario del Centro de Estudios Martianos. Vol. 4. La Habana, 1981
    • Любовь Тимофеева // Мелодия. Ежеквартальный каталог-бюллетень. М.: 1983. № 1 (4). С. 42-43
    • Современное кубинское музыкознание // Музыка стран Латинской Америки / Сб. статей. Составитель: П. А. Пичугин. М.: Музыка, 1983. С. 21-38
    • Рождение метода // Советская музыка. 1985. С. 86–90. [Рецензия на книгу: В. Д. Конен. Рождение джаза. М.: Композитор, 1984]
    • О Веберне по-русски // Laudamus. Сборник статей к 60-летию профессора Ю. Н. Холопова. М.: Советский композитор. 1992. с. 70–72 [Рецензия на книгу: В. Н. Холопова, Ю. Н. Холопов. Антон Веберн. Жизнь и творчество. М.: 1984]
    • Импровизация // Энциклопедический словарь юного музыканта. М.: Педагогика, 1985. С. 122-123
    • Латиноамериканская музыка // Энциклопедический словарь юного музыканта. М.: Педагогика, 1985. С. 161-164
    • Средневековая музыка Западной Европы // Энциклопедический словарь юного музыканта. М.: Педагогика, 1985. С. 295-299
    • Глубокое и нужное исследование // Советская музыка. 1985. № 1. С. 103–104. [Рецензия на книгу: Ю. К. Евдокимова. Многоголосие Средневековья. X-XIV века. М.: Музыка, 1983]
    • От составителя // Кубинские песни для голоса в сопровождении фортепиано (гитары) / Составитель М. Сапонов. М.: Музыка, 1986. С. 2  
    • [Buchbesprechungen]: Valentina Konen: Die Geburt des Jazz // Beiträge zur Musikwissenschaft. Berlin. Jg. 29. Berlin. 1987. Heft 4. S. 339-340. [Рецензия на книгу: Конен В. Д. Рождение джаза. М.: 1984]. (на нем. яз.)
    • [Buchbesprechungen]: Valentina Cholopova, Jurij Cholopov: Anton Webern. Leben und Schaffen // Beiträge zur Musikwissenschaft. Berlin. Jg. 29. Berlin. 1987. Heft 4. S. 340-342. [Рецензия на книгу: В. Н. Холопова, Ю. Н. Холопов. Антон Веберн. Жизнь и творчество. М.: 1984]. (на нем. яз.)
    • Феномен музыки в мировоззрении поколения 1920-х годов во Франции // Проблемы культуры первых десятилетий ХХ века. Россия. Франция. М.: ГМИИ им. А. С. Пушкина, 1988. С. 179-201. [По материалам «Випперовских чтений» 1981 года в ГМИИ им. А. С. Пушкина, проходивших в дни работы выставки «Москва-Париж»]
    • Наука и красота // Laudamus. Сборник статей к 60-летию профессора Ю. Н. Холопова. М.: Советский композитор, 1992. с. 69-70 [Рецензия на книгу: Ю. Н. Холопов. Гармония: Теоретический курс. М.: 1988]
    • Артистические профессии Средневековья // Старинная музыка в контексте современной культуры: проблемы интерпретации и источниковедения / Материалы музыковедческого конгресса. М.: Московская консерватория, 1989. С. 19-31
    • Устная культура как материал медиевистики // Традиция в истории музыкальной культуры. Античность. Средневековье. Новое время / Сб. научных трудов. Л.: 1989. С. 58-72
    • Ductia und cantus insertus bei Johannes de Grocheio // Musik – Sprache – kommunikatives Verhalten: interdisziplinäre Aspekte. Kolloquium aus Anlass des 60. Geburtstages von Dr.sc. Doris Stockmann am 12. Dezember 1989 in Berlin / Beiträge zur Musikwissenschaft. Berlin. 1990. Heft 4. [Sonderheft]. S. 296–299
    • Старинная музыка в контексте русской культурной традиции // IV Международный фестиваль «Дни старинной музыки в Москве» 23.X.-1.XI. М.: Союзконцерт, 1990. С. 5  
    • Блеск (или срам?) жонглерской эротики // Искусство Ленинграда. 1991. № 4. С. 43-48
    • Циммерман, Удо // Музыкальный энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1991. С. 615
    • О Веберне по-русски // Laudamus. М., 1992 С. 69-70
    • Наука и красота // Laudamus. М., 1992 С. 70-72
    • Неологизмы Иоанна де Грокейо // Laudamus. М., 1992 С. 229–235
    • “Die Leute sitzen sogar auf den Fensterbänken”: Ein Gespräch mit Mikhail Saponov über Alte Musik in Moskau. Die Fragen stellte Johannes Jansen // Concerto. Das Magazin für Alte Musik. 12. Jg. Köln, 1995. Heft Nr. 107 (Oktober). S. 26–27
    • Золотой век инструментализма // Музыкальная академия. 1996. № 2. С. 193-201
    • (Под псевдонимом И. Садовников): Коллегия старинной музыки: семь лет // Старинная музыка / Ежеквартальный музыкальный журнал. 1998. № 1. С. 2-4
    • Будет ли в России старинная музыка «прирастать Сибирью»? Беседа двух энтузиастов // Старинная музыка. Ежеквартальный музыкальный журнал. 1998. № 1. С. 8-10. [Беседа с доцентом Новосибирской консерватории А. М. Лесовиченко]
    • (Под псевдонимом И. Садовников): Старинная музыка в России и в консерватории // Музыкальная академия. 1998. № 3-4, кн. 2. С. 244–248
    • Псалмопевец нашего времени (к 60-летию Егора Даниловича Резникова) // Старинная музыка / Ежеквартальный музыкальный журнал. 1998. № 2. С. 6-7
    • Minstrels: An outline of Western musical culture of the Middle Ages (Abstracts) // Musikgeschichte in Mittel- und Osteuropa: Mitteilungen der internationalen Arbeitsgemeinschaft an der Technischen Universität Chemnitz. Heft 2. Chemnitz: Gudrun Schröder Verlag, 1998. S. 64 
    • «Рейнская сивилла» Хильдегарда – поэтесса и песенница, ясновидящая и целительница (исполнилось 900 лет со дня рождения Хильдегарды Бингенской) // Старинная музыка. Ежеквартальный музыкальный журнал. 1999. № 1 (3). С. 8-9
    • St@ринная музыка:\Версия 99_2000? // Мариинский театр. СПб.: 1999. № 11-12. С. 13 
    • История западной музыки и устная традиция.// Музыка устной традиции: материалы международных научных конференций памяти Анны Васильевны Рудневой. М.: 1999. (Научные труды Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского. Сб. 27). С. 6–16
    • Непарадный путь спектакля [об истории создания балета Сати–Кокто–Мясина Parade] // Кокто, Ж. Parade: документы и комментарии. М.: 1999. С. 15-38
    • Тайный брак поэзии и фарса // Кокто, Ж. Новобрачные с Эйфелевой башни. М.: 1999. С. 31–47. [Об истории создания балета-пантомимы Кокто–Бëрлина “Новобрачные с Эйфелевой башни”]
    • Оратория Генделя «Мессия» // Старинная музыка / Ежеквартальный музыкальный журнал. 1999. № 4 (6). С. 9–10
    • [Рецензия на книгу]: Хронограф жизни и творчества Иоганна Себастьяна Баха / Составление, вступительная статья и комментарии Т. Шабалиной. СПб.: Северный Олень, 1997. 75 с. // Старинная музыка / Ежеквартальный музыкальный журнал. 1999. № 2. С. 26 
    • Новые музыкально-исторические данные в немецких письмах из Московских архивов. Пауль Пабст // Русские музыкальные архивы за рубежом. Зарубежные музыкальные архивы в России: Материалы международных конференций / Научные труды Московской государственной консерватории. Сб. 31. М.: 2000. С. 161-173
    • Das Erbe von Heinrich Neuhaus und die heutige historische Interpretationsbewegung // Heinrich Neuhaus (1888–1964) zum 110. Geburtsjahr. Aspekte interkultureller Beziehung in Pianistik und Musikgeschichte zwischen dem oestlichen Europa und Deutschland / Konferenzbericht Köln 23.–26.10.1998. – Hrsg. von Klaus Wolfgang Niemöller und Klaus-Peter Koch. Köln, 2000. (Edition IME, Bonn. – Reihe 1, Schriften; Band 3). S. 233–237
    • Музыка вокруг Жана Кокто // Жан Кокто. Петух и Арлекин. Либретто. Воспоминания. Статьи о музыке и театре / Издание подготовил Михаил Александрович Сапонов. М.: Прест, 2000. С. 134–208
    • «Стройные формой любовные песни»: Манифест эпохи Ars nova // Старинная музыка / Ежеквартальный музыкальный журнал. 2000. № 4 (10). С. 14–15, 18–19
    • Musical historiography and oral tradition // Musikkonzepte – Konzepte der Musikwissenschaft: Bericht über den Internationalen Kongress der Gesellschaft für Musikforschung Halle (Saale), 1998. / Hrsg. von Kathrin Eberl und Wolfgang Ruf. – Kassel – Basel – London – New York – Prag (u.a.): Bärenreiter, 2000. Bd. 1. S. 376–379
    • Людвиг Шпор в Петербурге // Старинная музыка / Ежеквартальный музыкальный журнал. 2001. № 3 (13). С. 13, 15–16; № 4 (14). С. 12–13
    • Михаил Сапонов и Олег Чернышёв: Старинная музыка бьет ключом. Об устремлениях московских аутентистов. (Интервью Анны Булычёвой) // Большой. Журнал Большого театра. М.: 2001. № 3. С. 48–49
    • У англичан – «пересмешник трубы», у Телемана – партнер кларнета (к истории шалюмо) // Старинная музыка / Ежеквартальный музыкальный журнал. 2002. № 1 (15). С. 14–16
    • Die geistliche Musik Joseph Haydns in Russland um 1800 // Musikgeschichte zwischen Ost- und Westeuropa: Kirchenmusik – geistliche Musik – religiöse Musik; Bericht der Konferenz Chemnitz, 28.–30. Oktober 1999 anläßlich des 70. Geburtstages von Klaus Wolfgang Niemöller / Hrsg. von Helmut Loos und Klaus Peter Koch. – Sinzig: Studio, 2002. (Edition IME: Reihe I, Schriften; Bd. 7). S. 503–508
    • [Рецензия на книгу]: И. В. Розанов. От клавира к фортепиано. Из истории клавишных инструментов. Спб.: Издательство «Лань», 2001. 448 с. (Мир культуры, истории и философии) // Старинная музыка / Ежеквартальный музыкальный журнал. 2002. № 2 (16). С. 26 
    • Великопостный концерт духовной музыки в Доме композиторов: юбилей Анатолия Киселёва // Музыкант. Ежемесячный иллюстрированный музыкальный журнал. 2003. № 8. (август). С. 8-9
    • Жан Кокто о национальном направлении в новой французской музыке // Пособия по истории зарубежной музыки. Вып. 1. М.: Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского. 2003. С. 99-134
    • Людвиг Шпор и его петербургский дневник // Музыкальная академия. 2003. № 2. С. 173-179
    • К изучению биографии Петра Ильича Чайковского: отзвуки одного венского скандала // Юрий Николаевич Холопов и его научная школа (К 70-летию со дня рождения): Сб. статей / Ред.-сост. В. С. Ценова. М.: Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского, 2003. С. 180-188
    • Не мой Кейдж // Джон Кейдж. К 90-летию со дня рождения: Матер. науч. конф. / Редколлегия: Ю. Н. Холопов, В. С. Ценова, М. В. Переверзева. М.: 2004. С. 91-95
    • Зимний путь немецких музыкантов // Русские дневники и мемуары Рихарда Вагнера, Людвига Шпора и Роберта Шумана. М.: Дека-ВС, 2004. С. 7-93
    • Слова, вдохновившие Баха // Шедевры Баха по-русски. Страсти, оратории, мессы, мотеты, кантаты, музыкальные драмы. М.: Издательский дом «Классика-XXI», 2005. С. 9-44
    • Fürst Vladimir Odojevskij, Richard Wagner und die Orgel Sebastianon // Musikinstrumentenbau im interkulturellen Diskurs. Stuttgart, 2006. S. 272-285. (Berichte des interkulturellen Forschungsprojekts “Deutsche Musikkultur im östlichen Europa”, Bd. 1) 
    • Вероисповедный замысел Мессы h-moll И. С. Баха: гипотезы и документы // AD MUSICUM. К 75-летию со дня рождения Юрия Николаевича Холопова: Статьи и воспоминания / Ред.-сост. В. Н. Холопова. М., 2008
      Составление и редактирование сборников статей и других материалов
    • Проблемы организации музыкального произведения: Сб. научных трудов / Отв. редактор – проф. М. А. Смирнов; редактор – М. А. Сапонов. М.: Московская консерватория, 1979
    • Исследования исторического процесса классической и современной зарубежной музыки / Сб. трудов. Ответственный редактор Т. Э. Цытович, редактор М. А. Сапонов. М.: Московская консерватория. 1980
    • Классическое наследие. Проблемы музыкального стиля И. С. Баха и Г. Ф. Генделя (к 300-летию со дня рождения великих немецких композиторов): Сб. научных трудов / Ред. коллегия: Т. Э. Цытович, Ф. Ф. Мюллер, М. А. Сапонов. М.: Московская консерватория, 1985
    • Кубинские песни для голоса в сопровождении фортепиано (гитары) / Составитель М. Сапонов. М.: Музыка, 1986
    • Конен В. Сто лет музыкальных впечатлений. / [Беседы и магнитофонные записи вел М. А. Сапонов] // Музыкальная академия. 1995. № 3; 1996. № 2; 1998. № 1  
    • Ломтев Д. Г. Немецкие музыканты в России: к истории становления русских консерваторий / Научный редактор М. А. Сапонов. М.: Прест, 1999
    • История зарубежной музыки. XX век. М., 2005
    • Музыкальная культура США ХХ века. Редакционная коллегия: М. В. Переверзева (отв. ред.), М. А. Сапонов, С. Ю. Сигида. М., 2007
    • Памяти Романа Ильича Грубера: Статьи. Исследования. Воспоминания. Вып. 1. Редакционная коллегия: А. С. Алпатова, Р. А. Насонов, М. А. Сапонов, В. Н. Юнусова (редактор-составитель). М., 2008
    • Музыка народов мира: проблемы изучения. Вып. 1. Редакционная коллегия: М. А. Сапонов, А. В. Харуто, В. Н. Юнусова. М., 2008
      Избранные газетные статьи
    • Пауль Хиндемит // Советский музыкант. № 1 от 13.01.1971
    • Эстебан Салас // Советский музыкант. № 4 от 30.04.1976
    • Сценическая жизнь оперных произведений // Советский музыкант. № 4 от 28.03.1979. [О лекциях А. А. Гозенпуда в Московской консерватории]
    • Ансамбль Анджея Борейко // Московский комсомолец от 21.04.1979. [О выступлении ансамбля старинной музыки из Ленинграда Res Facta]
    • Ансамбль Ленинградской консерватории. // Советский музыкант. 23.5.1979. [О концерте фольклорного ансамбля под управлением А. Мехнецова]
    • Наши гости – казаки-некрасовцы // Советский музыкант. № 14 от 3.11.1982. С. 1-2. [О фольклорном концерте]
    • Инициаторы // Российский музыкант. Октябрь 1993. № 7 (1169). С. 1, 4. [Воспоминания о Тамаре Эрастовне Цытович и материалы бесед с Валентной Джозефовной Конен о Михаиле Владимировиче Иванове-Борецком]
      Переводы (в том числе переводы с комментариями)
    • Гийом Аполлинер. «Монпарнас», «Гайд-Парк» // Франсис Пуленк. Избранные песни. М.: Музыка. 1979. [Эквиритмический перевод стихотворного текста для нотного издания]
    • Гийом Аполлинер. Parade и Дух нового (1917) // Жан Кокто. Петух и Арлекин. Либретто. Воспоминания. Статьи о музыке и театре / Издание подготовил М. А. Сапонов. М.: 2000. С. 109–111
    • Фрейлиграт // Ференц Лист. Песни. Том 3. [Эквиритмический перевод стихотворного текста для нотного издания]
    • Матаморос. Песни // Кубинские песни для голоса в сопровождении фортепиано (гитары) / Составитель М. Сапонов. М.: Музыка. 1986. [Эквиритмический перевод стихотворного текста для нотного издания]
    • Жан Кокто. PARADE («Зазывалы»). Реалистический балет // Кокто Ж. Parade: Документы и комментарии / Издание подготовил М. Сапонов. М.: Московская консерватория, 1999. С. 5. [Текст либретто]
    • Жан Кокто. Наша работа над балетом Parade (1917) // Кокто Ж. Parade: Документы и комментарии / Издание подготовил М. Сапонов. М.: Московская консерватория, 1999. С. 6-10
    • Жан Кокто. Возобновление балета Parade (1920) // Кокто Ж. Parade: Документы и комментарии / Издание подготовил М. Сапонов. М.: Московская консерватория, 1999. С. 10-12
    • Жан Кокто. Вацлав Нижинский. [1914] // Жан Кокто. Петух и Арлекин. Либретто. Воспоминания. Статьи о музыке и театре / Издание подготовил М. А. Сапонов. М.: 2000. С. 40–42
    • Жан Кокто. Ответ молодым музыкантам [1915] // Жан Кокто. Петух и Арлекин. Либретто. Воспоминания. Статьи о музыке и театре/ Издание подготовил М. А. Сапонов. М.: 2000. С.  42–44
    • Жан Кокто. Потомак [фрагменты] // Жан Кокто. Петух и Арлекин. Либретто. Воспоминания. Статьи о музыке и театре / Издание подготовил М. А. Сапонов. М.: 2000. С. 44–48
    • Жан Кокто. «Царь Эдип»: наше сотрудничество // Жан Кокто. Петух и Арлекин. Либретто. Воспоминания. Статьи о музыке и театре / Издание подготовил М. А. Сапонов. М.: 2000. С. 59–60
    • Жан Кокто. Чистый лист [фрагмент] // Жан Кокто. Петух и Арлекин. Либретто. Воспоминания. Статьи о музыке и театре / Издание подготовил М. А. Сапонов. М.: 2000. С. 60–63
    • Жан Кокто. Новая музыка во Франции (1922) // Жан Кокто. Петух и Арлекин. Либретто. Воспоминания. Статьи о музыке и театре / Издание подготовил М. А. Сапонов. М.: 2000. С. 63–68
    • Жан Кокто. Речь к юбилейному концерту Шестерки в 1953 году в Театре Елисейских полей // Жан Кокто. Петух и Арлекин. Либретто. Воспоминания. Статьи о музыке и театре / Издание подготовил М. А. Сапонов. М.: 2000. С. 78–80
    • Жан Кокто. Я работаю с Эдит Пиаф (1940) //Жан Кокто. Петух и Арлекин. Либретто. Воспоминания. Статьи о музыке и театре / Издание подготовил М. А. Сапонов. М.: 2000. С. 80–82
    • Жан Кокто. Легенда о «Быке на крыше» (1941) // Жан Кокто. Петух и Арлекин. Либретто. Воспоминания. Статьи о музыке и театре / Издание подготовил М. А. Сапонов. М.: 2000. С. 83–85
    • Жан Кокто. Бык на крыше // Жан Кокто. Петух и Арлекин. Либретто. Воспоминания. Статьи о музыке и театре / Издание подготовил М. А. Сапонов. М.: 2000. С. 85–87. [Текст либретто]
    • Анри Колле. Книга Римского-Корсакова и книга Кокто. Пять великорусов, шесть французов и Эрик Сати. (16.01.1920) // Жан Кокто. Петух и Арлекин. Либретто. Воспоминания. Статьи о музыке и театре/ Издание подготовил М. А. Сапонов. М.: 2000. С. 112–115
    • Анри Колле. Шесть французов: Дариюс Мийо, Луи Дюрей, Жорж Орик, Артюр Онеггер, Франсис Пуленк и Жермена Тайфер (23.01.1920) // Жан Кокто. Петух и Арлекин. Либретто. Воспоминания. Статьи о музыке и театре / Издание подготовил М. А. Сапонов. М.: 2000. С. 112–115
    • Эрик Сати. Письмо Жану Кокто о «Мебельной Музыке» // Жан Кокто. Петух и Арлекин. Либретто. Воспоминания. Статьи о музыке и театре / Издание подготовил М. А. Сапонов. М.: 2000. С. 120
    • Игорь Борисович Маркевич. [Воспоминания о Жане Кокто] // Жан Кокто. Петух и Арлекин. Либретто. Воспоминания. Статьи о музыке и театре / Издание подготовил М. А. Сапонов. М.: 2000. С. 124–125
    • Игорь Фёдорович Стравинский. Фрагменты из книг «Разговоры с Игорем Стравинским» и «Беседы и дневник» [Воспоминания о Жане Кокто] // Жан Кокто. Петух и Арлекин. Либретто. Воспоминания. Статьи о музыке и театре / Издание подготовил М. А. Сапонов. М.: 2000. С. 126–127
    • Жан Гюго. Страницы из дневника: «Новобрачные с Эйфелевой башни» [Воспоминания о Жане Кокто] // Жан Кокто. Петух и Арлекин. Либретто. Воспоминания. Статьи о музыке и театре / Издание подготовил М. А. Сапонов. М.: 2000. С. 128–129
    • Пьер Бертен. [Из воспоминаний, 1978] / Пер. с франц. // Кокто Ж. Parade: Документы и комментарии / Издание подготовил М. Сапонов. М.: Московская консерватория, 1999. С. 14-15
    • Гильом де Машо. Пролог к «Сказанию о саде» // Старинная музыка / Ежеквартальный музыкальный журнал. 2000. № 4 (10). С. 16–19. [Перевод со среднефранцузского и комментарии]
    • Людвиг Шпор. Петербургский дневник (отрывок из «Автобиографии») // Старинная музыка / Ежеквартальный музыкальный журнал. 2001. № 3 (13). С. 14–16; № 4 (14). С. 13–18. [Перевод и комментарии]. То же: Музыкальная академия. 2003. № 2. С. 180-186. № 3. С. 90-101
    • Людвиг Шпор. Путешествие в Петербург. 1802-1803. (глава из «Автобиографии») // Русские дневники и мемуары Рихарда Вагнера, Людвига Шпора и Роберта Шумана. М.: Дека-ВС, 2004. С. 94-148 [Перевод и комментарии]
    • Роберт Шуман. Путешествие в Россию в 1844 году (Дневник) // Русские дневники и мемуары Рихарда Вагнера, Людвига Шпора и Роберта Шумана. М.: Дека-ВС, 2004. С. 149-196. [Перевод и комментарии]
    • Роберт Шуман. Московские стихотворения: «Колокол Ивана Великого», «Французы под Москвой» // Русские дневники и мемуары Рихарда Вагнера, Людвига Шпора и Роберта Шумана. М.: Дека-ВС, 2004. С. 197-209 [Стихотворный перевод и комментарии]
    • Рихард Вагнер. «Моя жизнь» (отрывок из книги) // Русские дневники и мемуары Рихарда Вагнера, Людвига Шпора и Роберта Шумана. М.: Дека-ВС, 2004. С. 210-223 [Перевод и комментарии]
    • Рихард Вагнер. Избранные письма из Петербурга и Москвы // Русские дневники и мемуары Рихарда Вагнера, Людвига Шпора и Роберта Шумана. М.: Дека-ВС, 2004. С. 224-257 [Перевод и комментарии]
    • Сапонов М. А. Бах: Страсти по Иоанну/ Перевод, литературный текст - М. А. Сапонов. М., Классика-XXI, 2008
      Рукописи
    • Музыкальная культура Кубы: к проблеме народных традиций в профессиональном композитоском творчестве. Кандидатская диссертация. М.: Московская консерватория. 1976. (дата защиты: 2.03.1978, Малый зал Московской консерватории)
    • Музыкальное искусство европейских менестрелей / Докторская диссертация. М.: Московская консерватория. 1992. (дата защиты: 22.05.1992, Московская консерватория, класс 21)
      Рукописные рецензии на монографии
    • Рецензия на рукопись Н. Эскиной «Букстехуде и немецкое барокко» (31.01.1983). Для издательства «Музыка»
    • Рецензия на рукопись М. Харлапа «Ритм иметр в музыке устной традиции» (20.11.1984) Для издательства «Музыка»
    • Рецензия на рукопись С. Рыцарева «Кристоф Виллибальд Глюк» (06.12.1985). Для издательства «Музыка»
    • Рецензия-рекомендация к публикации в русском переводе (09.04.1988) книги: Claude Palisca. Humanism in Italian RenaissanceMusical Thought. Для издательства «Музыка»
    • Рецензия-рекомендация к публикации в русском переводе (15.04.1988) книги: A New Orpheus. Essays on Kurt Weill. – New Haven (a.o.), 1986. Для издательства «Музыка»
      Методические работы в соавторстве
    • (В составе коллектива авторов – педагогов кафедр истории зарубежной музыки Московской и Ленинградской консерваторий). История зарубежной музыки: / Программа-конспект для музыкальных вузов. М.: Министерство культуры СССР, 1978
    • (В составе коллектива авторов – педагогов кафедр истории зарубежной музыки Московской и Ленинградской консерваторий). История зарубежной музыки. Программа-конспект для музыкальных вузов / Под общ. ред. проф. Т. Э. Цытович и проф. С. Н. Богоявленского. Ч. 1-2. М.: 1990
      Оппонентские отзывы
    • Оппонентский отзыв на кандидатскую диссертацию Натальи Анатольевны Эскиной «Органное творчество Букстехуде в контексте немецкого барокко» (Ленинград, 19.12.1983)
    • Оппонентский отзыв на кандидатскую диссертацию Веры Леонидовны Маковкиной «Взаимодействие жанров светской и духовной музыки в творчестве В. Моцарта (месса, опера, симфония)» (Ленинград, 1986)
    • Оппонентский отзыв на кандидатскую диссертацию Ирины Евгеньевны Сухомлин «Техника изоритмии в ее историческом развитии» (Москва, 20.11.1986)
    • Оппонентский отзыв на кандидатскую диссертацию С. Н. Лебедева «Проблема модальной гармонии в музыке раннего Возрождения» (Москва, 22.12.1988)
    • Оппонентский отзыв на кандидатскую диссертацию Ю. Е. Семëнова «Предыстория композиторской инструментовки. Западноевропейский Ренессанс и Барокко» (Москва, декабрь 1993, зачитано секретарем)
    • Оппонентский отзыв на кандидатскую диссертацию Б. Клейнера «“Додекахорд” Г. Глареана. К исследованию двенадцатиладовой теории по первоисточнику». (Московская консерватория, 1994)
    • Оппонентский отзыв на кандидатскую диссертацию Юлии Москвы «Антифонарий n 1553/v из библиотеки Львовского Университета в свете певческих и рукописных традиций европейского Средневековья». (Московская консерватория, 1995)
    • Оппонентский отзыв на кандидатскую диссертацию Елены Валериевны Панкиной «Жанрообразование в итальянской светской песенной культуре второй половины XV – первой трети XVI веков» (Новосибирск, 1998, зачитано секретарем)
    • Оппонентский отзыв на кандидатскую диссертацию Ирины Заруцкой «Музыкальные инструменты в мифологических представлениях восточных славян» (РАМ им. Гнесиных, 1998, зачитано секретарем)
    • Отзыв (дополнительный) на кандидатскую диссертацию Анны Булычевой «Жанр и стиль опер Жана-Батиста Люлли (на материале анализа музыкального тематизма и формы)» (СПб.: 1999; зачитан секретарем)
    • Отзыв ведущего учреждения на докторскую диссертацию Е. В. Герцмана «Византийское музыкознание». М.: 1993
    • Отзыв ведущего учреждения на докторскую диссертацию Игоря Николаевича Юдкина «Региональные, ретроспективные и интегративные аспекты развития немецкой музыки второй половины ХХ в.» (Киев, 1996). Дата составления отзыва: 11.06.1996
    • Отзыв на кандидатскую диссертацию Марины Евгеньевны Гирфановой «Мензуральная теория и практика XIV–XV вв.» 15.04.2000
    • Отзыв на докторскую диссертацию Александра Львовича Маклыгина «музыкальные культуры среднего Поволжья: становление профессионализма». 2.04.2001
    • Отзыв на кандидатскую диссертацию Екатерины Ивановны Ароновой «Проблемы фиксации музыкального произведения в контексте современных информационных процессов». 30.10.2001
    • Отзыв на кандидатскую диссертацию Александры Николаевны Ждановой «Св. Амвросий медиоланский и его гимны». 20.01.2002
    • Отзыв на докторскую диссертацию Ивана Васильевича Розанова «От клавира к фортепиано. Из истории клавишных инструментов» 5.04.2002
    • Отзыв на кандидатскую диссертацию Светланы Васильевны Чащиной «Концепция музыкальной длительности (на примере инструментального творчества Клода Дебюсси)» 30.04.2003
    • Отзыв на кандидатскую диссертацию Людмилы Васильевны Марихиной «Клавирное творчество Иоганна Кунау (1660-1722) в контексте его эстетических воззрений» 19.03.2004
      Отзывы на авторефераты докторских диссертаций
    • Отзыв на автореферат докторской диссертации Ивана Сергеевича Федосеева «Оперное творчество Г. Ф. Генделя». Санкт-Петербург. 1996
    • Отзыв на автореферат докторской диссертации Евгении Ивановны Чигарёвой «Моцарт в контексте культуры его времени: художественная индивидуальность, семантика». 1998
      Доклады на научных конференциях
    • La música latinoamericana en los investigaciones de los musicólogos rusos (Латиноамериканская музыка в исследованиях русских музыковедов) // Международный музыковедческий конгресс в дни Фестиваля советской культуры в Гаване (Куба) 3-10 ноября 1982 г. 
    • Vaudeville у Моцарта // Исторические чтения кафедры истории зарубежной музыки к двухсотлетию со дня смерти Моцарта, конференц-зал Московской консерватории, 5.12.1991
    • Автограф «католической» мессы h-moll И. С. Баха в полемике историков (открытый урок в кл. 9) // Исторические чтения кафедры истории зарубежной музыки к столетию со дня рождения Р. И. Грубера. Четверг 16 ноября 1995
    • Реальности «Фантастической» // Девятнадцатый век сегодня. Исторические чтения кафедры истории зарубежной музыки в честь Екатерины Михайловны Царёвой. 29.05.1996
    • Paul Pabst: neues über den berühmten deutschen Pianist (Пауль Пабст: новые штрихи к портрету) // Доклад на международной конференции «Музыкальная культура российских немцев» 23 мая 1998 в Мамонтовке (на нем. яз.)
    • Сколько манифестов у «Шестерки»? // Исторические чтения кафедры истории зарубежной музыки к столетию со дня рождения Валентина Эдуардовича Фермана. 19 ноября 1996
    • «Опера, как тебя называть?» // Исторические чтения кафедры истории зарубежной музыки «Италия – родина оперы» 20 апреля 1998
    • Арнольд Шёнберг и Эдуард Штраус пишут в Россию // Выступление на международной конференции «Россия – Австрия». М.: Московская консерватория, 1998
    • Месса h-moll И. С. Баха: автограф и звучание // Исторические чтения кафедры истории зарубежной музыки: «Старинная музыка: практика, аранжировка, реконструкция». 24.05.1999
    • Alte Quellen neu gelesen: Jean Cocteau in Musikwissenschaft und im Nachlass von Stravinsky («Новое прочтение старых источников: Жан Кокто в музыкознании и в наследии Стравинского») // Доклад на конгрессе Международного музыковедческого общества (IMS) в Лёвене (Бельгия) 6.08.2002
    • «Ваша музыка к Востоку от НАТО»: из жизни наследия П. И. Чайковского вне России // Доклад на Международной научной конференции «Музыковедение к началу века: прошлое и настоящее». Российская академия музыки имени Гнесиных. Москва. 24.09.2002
    • Отзвуки венских скандалов вокруг Петра Ильича Чайковского // Доклад на международной конференция «Ю. Н. Холопов и его научная школа». Московская консерватория. 26.09.2002
      Работа в редакционных коллегиях
    • Член редколлегии серии сборников «Проблемы музыкальной науки» (с выпуска № 6) 
    • Член редколлегии серии сборников «Экспресс-информация. Культура и искусство за рубежом. Музыка». М.: Информкультура (ГБЛ), 1980-1990 гг.
    • Научный консультант редакционной коллегии издания: Музыкальный энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1991
    • Член редколлегии журнала «Старинная музыка» (с 1998 г.)

    Контактный e-mail:saponov@mail.ru



    www.mosconsv.ru
    Просмотров: 556 | Добавил: asurabeth | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Бесплатный хостинг uCoz